2021

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ДВОРОВЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста

Время года: ЗИМА

Подвижные игры с предметами


«А мы — пингвинчики, а нам не холодно!» (командная)

Цель игры: совершенствовать технику прыжков с продвижением вперёд, упражнять в передаче мяча партнёру, развивать точность, глазомер, скоростно-силовые качества.

Количество команд: от 2 команд

Описание игры: участники делятся на команды и выстраиваются в колонны на старте. Игроки команд, которые стоят первыми, держат в руках мяч. По сигналу ведущего они помещают мяч между ног и направляются к финишу со словами; «А мы — пингвинчики, а нам не холодно, а мы на севере живем!». Дойдя до финишной черты, игроки перебрасывают мяч своей команде. Та команда, чей игрок пришел первым, получает очко. После этого ведущий дает сигнал следующим игрокам, и так далее. Команда, чей игрок забывает приговаривать по пути, штрафуется на одно очко. В конце игры очки подсчитываются и объявляется победитель.

Количество повторов игры: 3 – 4 раза.

«Ловцы снега» (командная)

Цель: совершенствовать технику метания снежков в цель, развивать точность, глазомер.

Количество команд: от 2 команд.

Описание игры: все участники игры делятся на команды. От каждой команды выбирается ловец снега. Ловец берет ведерко и становится на противоположной линии от метателей, выстроенных в колонны. По сигналу ведущего игроки, стоящие первыми, должны забросить снежок в ведерко ловца. Ловец может помогать своей команде, но ему нельзя двигаться с места. Команда, забросившая снежок, получает очко. Затем ведущий дает сигнал следующему игроку, и так, пока все игроки не поучаствуют в процессе. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Количество повторов игры: 3 – 4 раза.








«Варежка» (массовая)

Цель игры: совершенствовать технику метания в цель, развивать точность, глазомер.

Количество играющих детей: от 10 до 30 детей.

Описание игры: для игры нужно большое количество участников – приглашайте всех, кто гуляет с детьми рядом с вами! Если Вы собираетесь играть в холодную погоду – то возьмите с собой дополнительную варежку, с которой мы и будем играть. Если погода теплая и игроки могут снять свои варежки с рук – пусть играют своими рукавичками.

Выбираются по считалке двое водящих. Первый водящий встает в центр круга, второй водящий – за ним на расстоянии. Все остальные участники игры встают вокруг них в большой хоровод, взявшись за руки.  Все встают так, что первый водящий находится в кругу, а второй – за кругом.

Первый водящий должен бросить варежку и попасть ей («запятнать») второго водящего. Игроки в кругу мешают ему это сделать, поднимая руки и отбивая ими варежку обратно в круг, их задача – защищать второго водящего.

Если второго игрока выбили, то он становится в центр круга и становится первым водящим. Чтобы найти ему пару – второго водящего – бывший первый водящий приглашает из круга кого-то на свой выбор. Он бросает свою варежку вверх – кто ее поймает –тот и будет играть в роли второго водящего. И игра повторяется снова.

Если второго игрока не выбили варежкой, то первый водящий продолжает играть свою роль.

Количество повторов игры: 3 – 4 раза.


«Пингвин» (командная)

Цель игры: развитие ловкости.

Количество команд: 2 команды

Описание игры: Все дети делятся на две команды. У каждой команды есть по одному маленькому мячу. Каждый участник, зажав мяч ногами, должен пронести его от старта до финиша и обратно. Нужно идти вразвалочку, подражая походке пингвина, ни в коем случае не бежать и не прыгать.

Побеждает та команда, чьи игроки быстрее и точнее выполнят условия игры.

Количество повторов игры: 5 – 6 раз

«Пятнашки на санках» (коллективная)

Цель игры: развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.

Количество играющих детейот 6 человек (четное количество)

Оборудование: 3 пары санок

Описание игры: Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет друго­го, сидящего на санках. Одна пара — водящая. Они стремятся догнать любую другую пару игроков и осалить одного из них. Салит игрок, сидящий на санях, но делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей, и игра продолжается. Игра проводится в пределах ограниченной площади. Нельзя сра­зу салить игроков той пары, которая была водящей; после каждой смены водящей пары «возница» и «ездок» меняются местами.

Количество повторов игры: 3 – 4 раза


«Кто быстрее» (командная)

Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепле­ние мышц ног.

Количество играющих детейот 6 человек

Оборудование: санки, флажки

Описание игры: На игровом поле отмечают флажками линии старта и финиша. Игроки делятся на команды по 3 человека. Первые номера каждой команды становятся впереди саней на стартовую линию и берутся за веревку; вторые садятся на санки, а третьи встают позади для подтал­кивания. По сигналу ведущего тройки везут санки вперед до линии финиша к своему флажку, огибают его и быстро меняются местами: первые номера встают назад для подталкивания, вторые берут верев­ку, а третьи садятся на санки, и сразу без сигнала тройки снова везут санки к стартовой линии. Огибают флажок, снова меняются местами и едут к финишу. Когда последний ребенок, подталкивающий санки, встанет на финишную линию, он берет флажок в руки и поднимает его вверх. Выигрывает тройка, первая поднявшая флажок.

Количество повторов игры: 3 – 4 раза































Подвижные игры без предметов



«Белые медведи» (массовая)



Цель игры: упражнять в беге с увертыванием от ловящих; воспитывать решительность, умение адекватно реагировать на проигрыш; формировать быстроту и выносливость; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: В углу площадки обозначается льдина. На ней стоят двое водящих - белые медведи. Остальные на площадке - медвежата. По сигналу водящие, взявшись за руки, выбегают на площадку и ловят медвежат - догоняют игрока и берут его в свою цепочку. Других медвежат они ловят уже вместе.

Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке не окажутся все медвежата.

Игрокам не разрешается разъединять руки белых медведей и вырываться, когда их поймают.

Количество повторов игры: 5 – 6 раз


«Метелица» (массовая)


Цель игры: развитие быстроты, ловкости, воспитание коллективизма и товарищества.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Стоящий первым - метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.

Количество повторов игры: 5 - 6 раз


«Метелица» (массовая)


Цель игры: развитие творческих, двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: 1. Вдоль по улице метелица идет, скоро все она дорожки заметет (идут по кругу).

2. Запрягаем, да, мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей (руки перед грудью, имитируем, что едим на лошадях).

3. Рысью, рысью друг за другом поспешим, и скорёхенько до леса докатим (бегут, высоко поднимая колени).

4. Топорами мы ударим дружно в раз, только щепочки по лесу полетят (останавливаемся, руки соединяем в «топор» махи вниз).

5. А руками – то прихлопывать все в раз (дети хлопают).

6. А ногами – то притопывать все в раз (топаем ногами).

Ну, Мороз, теперь не страшен ты для нас! (прыжки).

Количество повторов игры: 5 - 6 раз



«Снеговик» (массовая)



Цель игры: развитие творческих, двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Материалы: шапочка «Снеговика»; рукавицы.

Описание игры: Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы. Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, остальные дети на противоположной стороне в шеренгу. По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова- дети бросают снежки в Снеговика.

" Из холодного снежка

Слепим мы снеговика.

Он огромен и сердит

Во дворе один стоит.

Сколько можно так стоять

Будешь с нами ты играть?"

Снеговик отвечает:

" Буду, буду я играть,

Буду вас я догонять!

Замораживать!"

Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"

Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.

Количество повторов игры: 5 - 6 раз


«Капельки и льдинки» (массовая)


Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: Кто-нибудь из игроков выбирается водящим — Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки — это капельки в реке. Задача водящего — заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю речку.

Количество повторов игры: 3-4 раза




«Два Мороза» (массовая)


Цель игры: развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей, ловкости движений.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: На противоположных сторонах игровой площадки отмечаются линиями 2 дома. Расстояние между ними 10—15 м. Выбираются два Мороза. Все остальные — дети. Они собираются в одном из домов, а посередине, на улице, стоят два Мороза. Они обращаются к ребятам:

Мы два брата молодых,

Два Мороза удалых.

Я — Мороз-Красный нос.

Я — Мороз-Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дорогу пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов игроки бегут из одного дома в другой. Морозы ловят, «замораживают» перебегающих, и те сейчас же останавливаются и замирают неподвижно. Затем Морозы с детьми опять ведут такой же разговор, и дети перебегают в другой дом. Пойманных можно «разморозить», если при перебежке кто-то из игроков дотронется до них рукой. Перебежку проводят 2—3 раза, после чего выбираются новые Морозы. Игра начинается сначала. В конце игры отмечаются лучшая пара водящих, а также лучшие ребята, не попавшие Морозам ни разу.

Особые замечания: игроки выбегают из дома только после слов: «И не страшен нам мороз!» Нельзя задерживаться в доме и возвращаться в него сразу после того, как выбежали. В том и другом случае игрок считается пойманным. Осаленный Морозом игрок останавливается и стоит на том месте, где его «заморозили».

Количество повторов игры: 3-4 раза


«Пришла зима» (массовая)


Цель игры: развитие памяти, двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу. По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.

Количество повторов игры: 5 - 6 раз


«Спит у ёлки Дед Мороз» (массовая)


Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: дети произносят слова:

Спит у елки Дед Мороз(ладошки под щечку)

В рукавицу спрятал нос. (прикрыть ладошкой нос)

Надо Деда разбудить,

Всем в ладоши звонко бить, (хлопают в ладоши)

И ногами постучать, (топают ножками)

«Дед Мороз! Пора вставать!» (произносят громким голосом)

Дед Мороз просыпается и отвечает детям:

Я — Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!  

(дети изображают то животное, какое предложит Дед Мороз)

Количество повторов игры: 5 – 6 раз

«Снежный ком» (массовая)


Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Количество играющих детей: от 20 детей

Описание игры: Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу). Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно приседаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.

Количество повторов игры: 5 – 6 раз


«Гонки снежных комков» (коллективная игра)


Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Количество играющих детейот 2 человек

Материал: флажки

Описание игры: Для начала игры выбирается водящий, а затем каждый участник лепит себе снежный ком ди­аметром 50-60 см. Игроки со своими снежными комьями выстраиваются на старте. Игровое поле длиной 10-12 м ограничивается флажками. Игроки по сигналу водящего, катя снежные комья, добираются до флажков, огибают их и возвра­щаются на финиш-старт. Игрок, прибежавший первым, побеждает, а из комьев после 3-4 забегов лепят снежную бабу.

Количество повторов игры: 3-4 раза


«Салки со снежками» (коллективная)


Цель игры: развитие ловкости, меткости, выносливости.

Количество играющих детейот 6 человек

Материал: снежки

Описание игры: Игра проводится на площадке 30 х 15 м. В ее центре чертят не­большой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водя­щего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бега­ют по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водя­щего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается чис­ло игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.

Количество повторов игры: 3-4 раза



























Народные игры


«Золотые ворота» (массовая)


Цель игры: развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Количество играющих детей: от 10 человек (чётное количество)

Описание игры: Два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз – 
Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Количество повторов игры: 5 – 6 раз

«Зимующие и перелетные птицы» (массовая)


Цель игры: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Количество играющих детей: от 10 человек.

Описание игры: В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка «Солнышко» и «Снежинка». «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Количество повторов игры: 5 – 6 раз.

«Снежная баба» (массовая)


Цель игры: развивать двигательную активность.

Количество играющих детей: от 10 человек.

Описание игры: Выбирается «Снежная баба». Она стоит в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

Количество повторов игры: 5 – 6 раз.

«Мороз» (хороводная)


Цель игры: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Количество играющих детей: от 10 до 30 детей

Описание игры: Перед игрой выбирают считалкой водящего – «Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят хоровод и говорят:

Идет Зимушка-Зима,

У ней белая коса.

С ней идут три тетки –

Белые поддевки:

Метель, Вьюга да Пурга.

У тех теток есть слуга:

Злющий дядька Мороз,

Кого схватит – тот замерз!

После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот, кого морозу удалось осалить должен замереть на месте, расставив руки в сторону. Остальные игроки могут его «разморозить» – бросить в него снежком (и, конечно, попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний, самый ловкий игрок, становиться новым «Морозом».

Количество повторов игры: 5-6 раз

«Северный олень» (массовая)


Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Количество играющих детей: от 10 до 20 детей.

Описание игры: Игроки встают в круг и берутся за руки. Один из игроков — «северный олень». Он встает в центр круга. Дети то сужают круг, то расходятся, говоря при этом:

— Ах! Тепло ли тебе, олень?

Холодно ли тебе, олень?

— Мне не так тепло.

Мне не так холодно.

Приоденьте меня,

Приукутайте.

С молодца — поясок,

С красной девушки — платок.

При последних словах дети отпускают руки и разбегаются в разные стороны. «Олень» старается догнать их. Пойманный становится «оленем». Игра начинается снова.

Особые замечания: пойманный игрок может выбывать из игры, тогда «олень» продолжает догонять игроков, чтобы осалить их.

Количество повторов игры: 5-6 раз.


«Жмурки» (массовая)


Цель игры: развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Количество играющих детей: от 10 детей.

Описание игры: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» завязывается диалог:

- кот, кот, на чем стоишь?

- на квашне.

- что в квашне?

- квас

- лови мышей, а не нас.

После этих слов участники разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – тот становится «жмуркой»

Количество повторов игры: 3-4 раза